Что означает образ Бабы Яги в нашем сознании

Что означает образ Бабы Яги в нашем сознании

Как извесно, большая часть мифических созданий, совершенно не просто появились на свет из сознания наших предков. Чаше всего драконами, колдунами и демнами, объяснялись внутренние метафоричные страхи. По психологическим тестам академиков РАН, в сознании наших сограждан, эмоции связанные со страхом, чаще всего визуализируются именно с образом ведьмы или старухи. Ну а как известно, главная ведьма всего славянского мира, это Баба Яга.

Какой ее только не представляли и смешной и непутевой и коварной и злой и даже становящейся доброй.

Однако образ этой старухи, более чем интересен. Как пишет историк Иван Забылин

И почему именно гуси-лебеди служат ей?

«Баба-яга — является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.
В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет небесными конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом и гуслями-самогудами».

По утверждению некоторых фольклористов, сказка, это не что иное как метафорически пересказанный обряд инициации. Инициации мальчика в мужчину, ведь для того чтоб из ребенка превратиться в взрослого, дитя внутри нас должен был уйти, умереть.

Большинство сказок о Бабе Яге, начинаются с  похода в дремучий лес или царство мертвых, где встречает избушку на курьих ножках, которую невозможно обойти, а можно только войти при помощи заветного слова.

Кстати, «куриные ножки» вовсе не означают «куриные», они происходят от слова «окурять». Древние славяне, ставили прах мертвых на стол и окуряли его травами. Эти факты, дают нам понимание «избушки на курьих ножках» как дома мертвых, куда должен был зайти молодец, для проведения обрядной смерти.

Войдя в избу, герой видит Ягу, лежащую на печи, — нос в потолок врос, одна нога в окне, другая в углу. Это во все не Яга такая большая и не дом маленький. Это гроб.

«Русским духом запахло», — произносит Яга. В действительности, она героя не видит, так как принадлежит другому царству, царству смерти, а мертвые не могут видеть живых. Яга — это живой мертвец (об этом может сказать ее костяная нога — нога скелета), хозяйка и проводник в мир умерших, и именно она должна убить гостя.

Далее следует ритуальная (обрядная) смерть, чаще через принятие пищи «напоила, накормила», но могут быть и варианты сожжения или превращения в неодушевленный предмет.

Потом следуют расспросы «зачем ты явился сюда» и обычно молодец покидал дом Бабы Яги с каким то подарком. То — есть пройдя обряд ритуальной смерти, человек возвращался в  мир людей немного другим.

«Немного другим» означает, что в сказке он обычно получал либо могущество, либо мудрость, либо любовь в виде подарка от Бабы Яги (коня, волшебного клубка, гусли).

В некоторых вариантах сказок, этап встречи с Ягой, считался промежуточным, между битвой со смертью (Кощеем Бессмертным).

Оцените статью
Совет Как
Добавить комментарий